Контент-анализ

Оцени статью

Контент-анализ — это исследовательский метод, используемый для выявления закономерностей в записанном общении. Для проведения контент-анализа вы систематически собираете данные из набора текстов, которые могут быть письменными, устными или визуальными:

  • Книги, газеты и журналы
  • Выступления и интервью
  • Веб-контент и сообщения в социальных сетях
  • Фотографии и фильмы

Контент-анализ может быть как количественным (ориентированным на подсчет и измерение), так и качественным (ориентированным на интерпретацию и понимание).  В обоих типах вы классифицируете или «кодируете» слова, темы и концепции в текстах, а затем анализируете результаты.

Для чего используется контент-анализ?

Исследователи используют контент-анализ, чтобы узнать о целях, сообщениях и эффектах коммуникационного контента. Они также могут делать выводы о создателях и аудитории анализируемых текстов.

Контент-анализ можно использовать для количественной оценки встречаемости определенных слов, фраз, предметов или понятий в наборе исторических или современных текстов.

Поскольку контент-анализ может применяться к широкому кругу текстов, он используется в самых разных областях, включая маркетинг, медиа-исследования, антропологию, когнитивистику, психологию и многие дисциплины социальных наук. Он имеет различные возможные цели:

  • Нахождение корреляций и закономерностей в том, как передаются концепции
  • Понимание намерений человека, группы или учреждения
  • Выявление пропаганды и предвзятости в общении
  • Выявление различий в общении в разных контекстах
  • Анализ последствий коммуникационного контента, например, потока информации или ответов аудитории.

Преимущества контент-анализа

  • Ненавязчивый сбор данных

Вы можете анализировать общение и социальное взаимодействие без непосредственного участия участников, поэтому ваше присутствие в качестве исследователя не повлияет на результаты.

  • Прозрачный и воспроизводимый

При правильном проведении контент-анализ следует систематической процедуре, которую могут легко воспроизвести другие исследователи, что дает результаты с высокой надежностью.

  • Очень гибкий

Вы можете проводить контент-анализ в любое время, в любом месте и по низкой цене — все, что вам нужно, это доступ к соответствующим источникам.

Недостатки контент-анализа

  • редуктивный

Сосредоточение внимания на отдельных словах или фразах иногда может быть чрезмерно редуктивным, игнорируя контекст, нюансы и двусмысленные значения.

  • субъективный

Контент-анализ почти всегда предполагает некоторый уровень субъективной интерпретации, что может повлиять на надежность и достоверность результатов и выводов, приводя к различным типам предвзятости исследования и когнитивной предвзятости.

  • Интенсивный по времени

Ручное кодирование больших объемов текста занимает чрезвычайно много времени, и его может быть трудно эффективно автоматизировать.

Как провести контент-анализ

Если вы хотите использовать контент-анализ в своем исследовании, вам нужно начать с четкого, прямого  исследовательского вопроса.

×