Контент-анализ — это исследовательский метод, используемый для выявления закономерностей в записанном общении. Для проведения контент-анализа вы систематически собираете данные из набора текстов, которые могут быть письменными, устными или визуальными:
- Книги, газеты и журналы
- Выступления и интервью
- Веб-контент и сообщения в социальных сетях
- Фотографии и фильмы
Контент-анализ может быть как количественным (ориентированным на подсчет и измерение), так и качественным (ориентированным на интерпретацию и понимание). В обоих типах вы классифицируете или «кодируете» слова, темы и концепции в текстах, а затем анализируете результаты.
Для чего используется контент-анализ?
Исследователи используют контент-анализ, чтобы узнать о целях, сообщениях и эффектах коммуникационного контента. Они также могут делать выводы о создателях и аудитории анализируемых текстов.
Контент-анализ можно использовать для количественной оценки встречаемости определенных слов, фраз, предметов или понятий в наборе исторических или современных текстов.
Поскольку контент-анализ может применяться к широкому кругу текстов, он используется в самых разных областях, включая маркетинг, медиа-исследования, антропологию, когнитивистику, психологию и многие дисциплины социальных наук. Он имеет различные возможные цели:
- Нахождение корреляций и закономерностей в том, как передаются концепции
- Понимание намерений человека, группы или учреждения
- Выявление пропаганды и предвзятости в общении
- Выявление различий в общении в разных контекстах
- Анализ последствий коммуникационного контента, например, потока информации или ответов аудитории.
Преимущества контент-анализа
- Ненавязчивый сбор данных
Вы можете анализировать общение и социальное взаимодействие без непосредственного участия участников, поэтому ваше присутствие в качестве исследователя не повлияет на результаты.
- Прозрачный и воспроизводимый
При правильном проведении контент-анализ следует систематической процедуре, которую могут легко воспроизвести другие исследователи, что дает результаты с высокой надежностью.
- Очень гибкий
Вы можете проводить контент-анализ в любое время, в любом месте и по низкой цене — все, что вам нужно, это доступ к соответствующим источникам.
Недостатки контент-анализа
- редуктивный
Сосредоточение внимания на отдельных словах или фразах иногда может быть чрезмерно редуктивным, игнорируя контекст, нюансы и двусмысленные значения.
- субъективный
Контент-анализ почти всегда предполагает некоторый уровень субъективной интерпретации, что может повлиять на надежность и достоверность результатов и выводов, приводя к различным типам предвзятости исследования и когнитивной предвзятости.
- Интенсивный по времени
Ручное кодирование больших объемов текста занимает чрезвычайно много времени, и его может быть трудно эффективно автоматизировать.
Как провести контент-анализ
Если вы хотите использовать контент-анализ в своем исследовании, вам нужно начать с четкого, прямого исследовательского вопроса.