Научный слэм — это формат научной коммуникации, в котором молодые ученые объясняют свои исследовательские проекты в коротких 10-минутных выступлениях. Важным в первую очередь является не научный результат их работы, а объяснение его в понятной, занимательной и лаконичной форме. Science Slam проходят за пределами университетов или лекционных залов, а вместо этого в культурных центрах, театрах или клубах, обычно по вечерам. Итак, в научном слэме ученые становятся частью массовой культуры.
История успеха
Научный слэм был придуман и разработан в Германии в 2006 году. Самый первый научный слэм прошел в Дармштадте. За этим последовал научный слэм в Гамбурге в 2009 году. С тех пор идея очень быстро развивалась. Первый европейский научный слэм прошел в Копенгагене в июне 2014 года.
Успех формата отчасти обусловлен тем, что он дает возможность прямого общения между учеными и общественностью. Это взаимодействие побуждает ученых представлять свой проект в привлекательной и понятной форме, тем самым открывая окно в мир, редко доступный широкой публике.
Поощряются живые эксперименты, реквизит и творческие визуальные презентации, позволяющие аудитории испытать полностью интерактивное событие, которое обычно выходит за рамки нормы их собственной рабочей и социальной среды. В конечном счете, участники могут поделиться, а зрители могут испытать энтузиазм молодых ученых. Эти ученые в начале своей карьеры редко получают возможность выступить перед такой внимательной аудиторией, и они с готовностью оценят возможность выступить и поделиться своей страстью к своей работе. Также редко удается вырваться из обычных ограничений классического научного общения; это, естественно, придает большинству докладчиков индивидуальный и более непринужденный стиль.
Вы — жюри!
Зрители — это судья и жюри, голосующие с помощью пронумерованных карточек. Это участие аудитории провоцирует дискуссию, поскольку они начинают говорить о науке и презентации. Обычно 5-10 человек делят один набор карточек для голосования с номерами от 1 до 10. После каждого 10-минутного выступления группам для голосования предлагается обсудить, сколько баллов они хотят присудить выступающему. В течение этого короткого периода консультаций часто происходит интенсивный обмен мнениями о презентациях, поэтому темы узнаются более ярко, чем после прослушивания в одиночку. В то же время это хорошая отправная точка для общения, поскольку людям предлагается общаться друг с другом.
В целом, научные слэмы вносят важный вклад в научную коммуникацию. Формат наиболее подходит для молодых ученых. Важно отметить, что в научном слэме ученые не говорят о хрестоматийных знаниях, а объясняют отдельные аспекты или основы своих собственных исследовательских проектов. Таким образом, для зрителей они буквально переживают развитие науки.